Околокулинарное/ Фоторазговоры

Книги по фудфото — мой взгляд

Читать я люблю. А читать о фотографии очень люблю.

На данный момент в моей библиотеке есть три книги, которые так или иначе касаются нас — фудблогеров и любителей поснимать тарелочки. Все три книги я с интересом прочитала и решила написать небольшой обзор-сравнение, которое возможно поможет вам выбрать что-то для себя. Я буду очень рада обмену мнениями, высказанным мыслям и простой болтовне на тему фудфото.

Итак, по порядку обо всех книгах.

Совершенно недавно приехала ко мне только вышедшая книга прекрасного фудфотографа Matt Armendariz Focus on Food Photography for Bloggers .
Эта книга на 200% оправдывает свое название. Она действительно предназначена для блогеров, как для тех, кто иллюстрирует свои рецепты, так и для тех, кто время от времени снимает еду в кафе/ресторанах, во время путешествий или просто под настроение решает запечатлеть свой завтрак прежде чем с удовольствием его съесть.
Мэт — профессиональный фотограф, но здесь все очень просто и не ориентировано на тех, кто занимается или собирается заниматься фотографией серьезно.
Книга небольшая по объему и в ней действительно основы, т.е. для тех снимающих, кто внимательно изучил инструкцию к своему фотоаппарату и уже занят фудфотографией не первый день там, возможно, будет мало интересного.
Стоит отдать должное, пишет Мэт просто прекрасно. Очень легкий, неформальный стиль, как будто вы болтаете с ним на вашей кухне и вместе снимаете что-то. После прочтения у меня осталось впечатление, что основная идея книги — Food photography and blogging is fun и мне это безусловно по душе. Что еще понравилось? Мне иногда кажется, что новички (и иногда и не совсем новички) очень зациклены на технике и спецоборудовании и искренне считают, что вот без такого комплекта света как у такого-то ничего хорошего просто не может получится и тому подобное. Мэтт же больше сосредоточен на том, чтобы донести до блогера — используйте то, что под рукой, а не печальтесь о том, чего у вас нет, потому что хороший снимок для блога можно получить даже используя простую настольную лампу). Центральный момент книги — только что приготовленная вкусная еда снимается быстро и тут же с удовольствием поглощается).

В книге 4 части и 15 глав, но формат небольшой, поэтому текста как такового немного. Соответственно, обо всех аспектах написано кратко и только самое-самое основное. В этой книге вы не найдете никаких сложных световых схем, никакого сложного стайлинга или аксессуаров, композиция упирается в правило третей, которое настоятельно рекомендуют нарушать) и негативное пространство. На мой взгляд, для этой книги это не минус, ведь она предназначена блогерам, которые хотят не вкладывая огромных денег делать нормальные снимки для иллюстрации своих текстов, а не фотографам.
Здесь вы найдете советы по съемкам в ресторане, небольшое обсуждение посуды и фонов, самые простые световые схемы и применение подручных дешевых средств для управления светом и итоги всех манипуляций, обсуждение сложных объектов для съемки вроде супов или тушеного мяса, небольшая хитрость для съемки мороженого без необходимости делать его несъедобным.

Одним словом, эту книгу я бы рекомендовала совсем-совсем новичкам и тем, кто хочет просто щелкнуть свой ужин и при этом получить хорошее фото без затей для своего блога. Она совсем не для тех, кто хочет делать фотографии глянцево-журнального уровня (на это скорее ориентирована следующая книга). Я с легкостью прочитала ее буквально за пару часов и мне понравился эмоциональный посыл Мэта — все получится и блоги — это весело.

Мне нравятся многие его работы и я была бы рада его книге для более продвинутого уровня и ориентированной не на блогеров, а на фотографов и с удовольствием посмотрела бы мастер-класс.

Первой в моей коллекции появилась многими любимая книга Helene Dujardin. Я знаю, что и среди моих читателей есть поклонники ее блога, а среди коллег по фудблогерству как уже досконально изучившие, так и желающие побыстрее изучить ее книгу о фудфотографии Plate to Pixel Digital Food Photography & Styling .

Т.к. книга написана довольно успешным фудблогером (в первую очередь, как мне кажется) и фотографом, то и ориентирована она тоже на фудблогеров. Правда книга более подробная, чем книга Мэта. Поклонники творчества автора уже привыкли к ее стилю и снимкам, поэтому чего-то неожиданного в плане иллюстративного материала здесь не встретят — все то же, так же и о том же.
Довольно значительный объем отводится на объяснение технических основ фотографии. Сразу признаюсь, я не фанат этой части книги и была бы рада, если бы ее просто не было — мне она не добавила ровным счетом ничего в понимание основных технических моментов и все уложилось как надо только благодаря курсам Джона Гринго и Бена Лонга. Видимо, нужно иметь особое понимание и талант излагать столь базисные вещи и у Хелен это не очень получилось. Вообще такие вставки в книгах о специфическом направлении в фотографии мне кажутся несколько излишними, тем более, что редкая книга идет дальше написанного в инструкции к фотоаппарату. Тем не менее, я знаю, что многие предпочитают иметь все в одном месте (например, в этой книге), чем лазить в толстую скучную инструкцию без картинок. Про свет тоже все написано довольно просто и практически не выходит за рамки схемы «источник света-рассеиватель/отражатель», что для блогеров я считаю вполне достаточно.

А вот части о стайлинге меня порадовали. Хотя именно такой стиль фотографий немного не мной, а с легкой руки тех, кто прилежно изучил эту книгу он стал уже иметь легкий оттенок клише, у Хелен прекрасное чувство стиля, цвета и композиции. В этой книге вы найдете довольно много полезных замечаний и дельных советов по подготовке съемки и созданию кадра. Много примеров, очень много фотографий. Примеры сложных для съемки блюд тоже имеются.
Язык книги более формален и сух. Если Мэт вовлекает в интересную игру, то Хелен держит на расстоянии — вот такое впечатление у меня сложилось. Но при этом, это как бы следующая ступенька в развитии фудблогера, который где-то в глубине души (или не совсем в глубине) мечтает стать фудфотографом и/или стилистом.

В целом книга неплохая и я бы рекомендовала ее как новичкам, но уже с пониманием технических основ, чтобы не уделять особого внимания первым частям книги, так и блогерам с опытом съемки еды, желающим узнать еще немного)).

Вторая только-только вышедшая книга Food Photography & Lighting: A Commercial Photographer’s Guide to Creating Irresistible Images by Teri Campbell и это — совершенно другая история.
Тери — коммерческий фудфотограф. Он снимает преимущественно в своей огромной студии и использует искусственный свет. Каждый из вас видел его работы — он работает со многими известными брендами. Соответственно, книга имеет свою специфику, и не только в плане того, что Тери живет и работает в США.
Она вряд ли будет интересна тем, кто не связан или не собирается связать свою жизнь с фудфотографией. Это не учебник. Это книга для тех, кому интересен опыт построения бизнеса и способы улучшить коммерческий потенциал своих снимков.
Она ориентирована на более серьезных фотографов, которые уже многое знают и умеют. Здесь нет никаких основ, лишь немного о его выборе стекол. Предполагается, что это все уже хорошо известно читающему. Книга в целом не перегружена техническими подробностями.
Она о том, что такое коммерческая фудфотография, как Тери пришел в бизнес, как он организован. Начиная от студии, которая действительно просто огромна, организации рабочего места и заканчивая конкретными примерами коммерческой работы.
Первая часть книги полностью посвящена бизнесу. Команда, работа над проектом начиная от первого контакта с клиентом и заканчивая окончательным расчетом. Описывается буквально все. Вторая часть — примеры работы.
Примеров всего девять. Каждый подробно описан, в каждом есть детальная световая схема. Сразу скажу, Тери очень любит полный контроль над снимком, поэтому и свет выстраивает соответственно. Вот здесь и открывается возможность поучиться, потому что автор объясняет что и почему он делал в том или ином случае. В каждом случае описана техника работы с объектом съемки и некоторые приемы стайлинга (здесь Тери постоянно поясняет, что он не стилист, а просто знает и видит как делают). Естественно все снимки фотошопятся, из десятков собирается один и тому подобное. Все это — нормально. Обработка вообще нормальное дело, а в коммерческой фотографии, где снимок должен быть идеальным и полностью удовлетворить клиента просто необходимое. Про обработку написано не подробно, все же это не учебник по Фотошопу, но общее представление о том, как создаются картинки складывается. Здесь есть полезные советы вроде рекомендации по съемкам мороженого или всяческих бургеров, жидкостей или работы с поверхностями, на которых легко остаются отпечатки пальцев в специальных перчатках.
Если зарегистрировать книгу, то можно скачать еще несколько дополнительных разборов его проектов.

Читать было очень интересно и часть советов обязательно пригодится в процессе учебы фудфотографии, но рекомендовать покупать эту книгу вот прям все тем, кто увлечен фотографией я бы не стала. Все же она специфическая.

Я уверена, что идеальных книг не существует. Каждая наполнена опытом автора и его подходом, каждая написана для своих целей. Просто кто-то указывает на это, чтобы читающий (особенно новичок) не очаровывался и не старался делать «как я», а кто-то нет. В мастер-классе Пенни Де Лос Сантос, о котором я уже рассказывала, она много-много раз повторила, что это то, как работает она; то, что подходит ей, потому что в каждом проекте частица ее самой. Но все это может оказаться совершенно не работающим для кого-то другого.
Мне кажется, в фотографии важно понимать одну штуку — взгляд снимающего, его восприятие первично, а все остальное вроде композиции, сочетаний и прочего идет уже потом. А взгляд — это вы. Каждый, кто нажимает кнопку на фотоаппарате и нет смысла пытаться перенять чужое или снять подобное (учебные цели исключаем), потому что ваш продукт будет вторичным и в нем не будет вас.
Нужно читать и смотреть, учиться при каждом удобном случае, но впитывать нужное и подходящее именно вам и сочетать все лучшее, что есть в вас самих и в других, чтобы иметь свое лицо, свой голос.

Удачных съемок. Надеюсь, вы прочли что-то полезное)

Вам также могут быть интересны

Нет комментариев

Оставить комментарий

Blue Captcha Image
Новый проверочный код

*